Как ни крути, а он является одной из самых важных
личностей в области разработки технологий за последнее десятилетие, он оказал
значительное влияние на наше обращение с компьютерами и мобильными телефонами,
этот британский дизайнер принадлежит к высшему эшелону мастеров. Но
приходилось ли вам когда-либо слышать, что говорит о своей работе
Джонатан Айв, дизайнер компании Apple, чье имя стоит за iMac, iPod и
iPhone? Мне лично не доводилось, поэтому, когда друг пригласил меня на
выступление Айва в рамках Innovation Night в Королевский художественный
колледж Великобритании (RCA) (в дни проведения мероприятия RCA присвоил
Джонатану почетную степень доктора - прим. ред.), я ухватился за эту
возможность. Одной из причин, по которым нам не часто удается
услышать дизайнера Apple - это, по его собственному признанию, то, что
он не является блестящим оратором. На выступлении в Королевском
колледже он признался, что подготовка к презентации отвлекает его от
улучшения самого продукта, так что он лучше предоставит другим
возможность говорить. Но мероприятие проходило в формате беседы
Айва с Ректором Королевского колледжа, сэром Кристофером Фрэйлингом
перед залом, в котором помимо студентов собрались, похоже, все
представители общества лондонских дизайнеров. Среди «своих»
дизайнер чувствовал себя намного комфортнее, чем среди назойливых и
нагловатых газетчиков, хотя мне удалось задать один вопрос о том, что
бы ему хотелось изменить в первой версии iPhone.Четкого ответа не
последовало: «Боюсь, что дизайнеры не были полностью удовлетворены
своей работой». Далее выяснились интереснейшие подробности о культуре компании Apple и механизмах разработки промышленного дизайна.
Айв настаивал на том, что ключом к успеху Apple является то, что
компанией движет не жажда прибыли - заявление способное вызвать большое
удивление у владельцев акций и покупателей. Центром внимания, по словам
Джонатана Айва, является производство желаемой и полезной продукции. «Для
огромной компании-мультимиллиардера мы действительно выпускаем не так
много видов продукции», - объяснил Джонатан. «Мы очень целенаправленны
в своих действиях и четко осознаем свои задачи». По его словам,
Стив Джобс всегда давал понять, что концентрация на продукции -
единственная причина существования компании Apple, что контрастирует с
внутренней политикой других компаний, которые утверждают, что ими
движут те же цели: «Если вам приходится тратить время на стандартизацию
продукции, то вы закончите тем, что увязните в куче проблем» Итак,
каким же образом компания решает, что нужно покупателям, наверное, при
помощи фокус-групп? «У нас нет фокус-групп», - твердо заявил Айв,
пояснив, что конечной целью является простая продукция, разработанная с
учетом желания всех покупателей. После этих слов Кристофер
Фрэйлинг напомнил нам о позиции Генри Форда, который считал, что если
спросить его клиентов об их потребностях, то они всегда ответят, что им
нужно «коня побыстрее». Безусловно, фирмы-новаторы должны предлагать
покупателям товары, о необходимости которых они еще не догадываются. Особое
значение Джонатан Айв придал процессу проектировки - начиная от
проектной мастерской Apple, набитой шумными механизмами, и
выбрасывающей большое количество пыли, и, заканчивая визитом к японским
специалистам по алюминию, чтобы узнать, как из этого материала можно
создать корпус лэптопа. Конечно же, он сам и вся его команда использует
самые передовые компьютеризованные средства проектирования - но Айву
также нравится работать с физическим образцом и ощущать его тяжесть в
руке. Он рассказал историю о том, как, будучи мальчиком, разобрал
старомодный будильник и внутри корпуса обнаружил внутренний механизм из
огромного количества деталей - «целую часовую фабрику». Необыкновенная
сложность, спрятанная в простом, функциональном, осязательном и
красивом корпусе - такова дизайнерская этика компании Apple. Так
прошла эта встреча - 45 воодушевляющих минут в компании гениального
дизайнера. Несколько моментов мне даже удалось запечатлеть с помощью
одного из продуктов, разработанных г-ном Айвом. Но по окончании встречи
ко мне подошли из группы связи с общественностью компании Apple и
обратили мое внимание на то, что это было закрытое мероприятие и мне
стоит воздержаться от публикации снимков.
Еще один пример отчасти
параноидальной культуры компании, которая всегда старается полностью
контролировать всю информацию о себе. Возможно, это еще одна из причин
успеха Apple.